Страничка Уполномоченного
 

      Учителям о жестоком  обращении с детьми в семье

  Есть ли в каких-либо нормативных актах четко прописанные обязан­ности классного руководителя (учителя) изучать условия жизни ребенка, посещать семьи учащихся?

Сейчас не существует нормативно-правовых актов, устанавливающих обязанность классного руководителя посещать места жительства учащихся. Однако такая обязанность может быть возложена на классного руководителя должностной инструкцией, с которой он может в любой момент ознакомиться в администрации школы. Как правило, в инструкциях есть только общая фра­за о необходимости тесного взаимодействия с родителями.

Посещение места жительства несовершеннолетних отнесено к компетен­ции инспекторов ПДН (подразделений по делам несовершеннолетних), учас­тковых инспекторов, социальных педагогов.

Обязан ли классный руководитель, узнав о жестоком обращении с ре­бенком в семье, предпринимать какие-то шаги?

Классный руководитель обязан сообщить о жестоком обращении с ребен­ком директору школы и в службы, занимающиеся защитой прав ребенка.

Но начинать нужно с выяснения ситуации. Если учитель заметил у ученика какие-то следы физического или психического насилия, он должен обязатель­но поговорить с ребенком и его родными.

Как правило, дети неохотно признаются в том, что родители жестоко об­ращаются с ними, поэтому, если ребенок объясняет обнаруженные у него телесные повреждения насилием со стороны родителей, этим объяснениям в большинстве случаев можно доверять. Однако иногда утверждения ребенка вызывают сомнения:

• ребенок рассказывает о насилии, однако соответствующие телесные пов­реждения у него отсутствуют;

• ребенок рассказывает о насилии, но при этом не проявляет страха перед родителями;

• ребенок стремится избежать наказания за проступок и просит учителя не сообщать о нем родителям (впрочем, такое поведение может свидетельство­вать и о страхе перед физическим наказанием).

Кроме того, о ложности обвинений родителей свидетельствуют чрезмерно общий характер утверждений («отец меня постоянно бьет, жить с ним невоз­можно»), отсутствие эмоциональной реакции при рассказе, невозможность описания какого-либо конкретного случая (времени, места и характера дейс­твий), сходство рассказа ребенка с рассказами взрослых или с сюжетами по­пулярных фильмов.

Следует обращать внимание на совпадение рассказа о событии ребенка и каждого из родителей. При выявлении противоречий необходимо установить их причину. Несовпадения в описании родителями обстоятельств события, которые они не могут объяснить, свидетельствуют о том, что травма была по­лучена ребенком в результате физического насилия.

Родители часто отрицают, что имеющиеся у ребенка телесные поврежде­ния являются следствием физического насилия. Однако не только родители-насильники склонны отрицать неслучайный характер травм. Нередко отри­цают факты физического насилия сам ребенок, родитель, не применявший насилия, другие родственники. Такое отрицание может быть обусловлено искренним заблуждением, нежеланием замечать насилие, неумением пра­вильно оценить ситуацию в семье, а также сознательной ложью. Ложь может быть вызвана страхом перед супругом-насильником, полной зависимостью от него, стремлением сохранить семью или собственное материальное бла­гополучие.

Учитель не должен пытаться проводить настоящее расследование: это дело специализированных служб и организаций.

Какие органы занимаются защитой ребенка от жестокого обращения в семье?

Таких органов множество. Существуют они на различных уровнях - от районного до федерального:

1) подразделения по делам несовершеннолетних ОВД;

2) социальные педагоги в школе;

3) отделы по охране прав детства или отделы по работе с трудными семья­ми в муниципальных, районных органах образования;

4) городские, районные органы опеки и попечительства;

5) городские, районные комиссии по делам несовершеннолетних;

6) городские, районные органы социальной защиты (специалисты отдела по делам семьи и детей);

7) региональный уполномоченный по правам ребенка (или по правам человека) и уполномоченный по ЗПУОП.

Надзорным органом по отношению ко всем перечисленным службам и ор­ганизациям является прокуратура. Именно в прокуратуру следует обращаться при возникновении спорных вопросов, а также при ненадлежащем исполне­нии сотрудниками этих служб своих обязанностей.

Что могут сделать эти органы для защиты ребенка от жестокого обра­щения в семье?

Некоторые педагоги рассуждают так: «Никаких реальных механизмов за­щиты ребенка от жестокого обращения в семье нет. От обращений в милицию или комиссию по делам несовершеннолетних ребенку будет только хуже, по­тому что самый известный и широко применяемый способ - лишение роди­тельских прав. А что будет с ребенком? В детский дом пойдет?» Но на самом деле специалисты - социальные работники, психологи, юристы - обладают достаточно большим набором способов воздействия на ситуацию в семье.

Сразу после получения информации о случае физического насилия органы опеки и попечительства, другие социальные службы должны оценить ситуацию в семье и принять решение о возможности дальнейшего проживания в ней ребенка. В большинстве случаев дети, пострадавшие от жестокого обращения, остаются в семье. Оставление ребенка в семье предполагает проведение с ней социальной работы. Основными направлениями этой работы являются:

• воздействие на причину, создающую напряженную обстановку в семье;

• оказание необходимой материальной поддержки; повышение родитель­ской компетенции, развитие у родителей необходимых навыков;

• психологическая коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств, имеющихся у родителей, обучение их навыкам преодоления стресса;

• обучение родителей ненасильственным приемам воспитания и поддержа­ния дисциплины;

• помещение ребенка в группу дневного пребывания в центре социального обслуживания;

• содействие родителям в трудоустройстве, получении медицинской помощи;

• улучшение взаимоотношений между членами семьи, в том числе и про­живающими отдельно.

Все перечисленные направления работы должны осуществляться во взаи­мосвязи, для чего необходим план работы с семьей. Постановка семьи на учет в комиссии по делам несовершеннолетних, органе внутренних дел, учрежде­нии социального обслуживания дает возможность их сотрудникам осущест­влять контроль ситуации в семье, что имеет особенно большое значение для случаев физического насилия. Содержание плана работы с семьей не должно ограничиваться только потребностями ребенка. Необходимо выяснить и по возможности полно удовлетворить потребности его родителей, только в этом случае родители могут изменить отношение к ребенку, отказаться от физичес­кого насилия и стать по-настоящему эффективными воспитателями.



 См.: Постановление Минтруда РФ от 17 августа 1995 г. № 46 (в обзоре законодательства).

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".